Колыбель российского флота

 

Колыбель российского флота
Неудачный поход 1695 года Петра I на Азов, не позволил добиться желаемого выхода к морю. Даже несмотря на продолжительную осаду защитники турецкой крепости не сдавались, поскольку с моря беспрепятственно получали провиант и боеприпасы. В связи с этим вопрос о строительстве российского флота стал в высшей степени актуальным, оставалось только решить место, где спуститься на воду первое судно. С этой страницы началась история российского флота.

 

Опыт судостроения

 
Вопреки общепринятым стереотипам знания и практика строительства судов в России имелись в некотором объеме. Морской державой до определенного момента было трудно назвать Россию, но с судоходством были вполне близкие отношения. При помощи ладей или галер происходили перевозки груза по судоходным рекам. Но для строительства целой морской эскадры этого было совсем не достаточно, а потому царь и обратился с просьбой к императору Австрии и к другим западным коллегам, который обеспечил российские верфи знающими толк в деле корабельными мастерами, помимо этого заграницу были отправлены многие российские мастера для повышения собственной квалификации.


 

Божье предвидение

 
Воронеж был выбран благодаря своим лесным просторам и возможностью выйти по одноимённой реке к р. Дон, а там уже и до Азова не далеко. Что касается вооружения, то пушки выплавляли из липецкой железной руды. Два огромных корабля «Апостол Павел» и «Апостол Петр», имеющие на борту 36 пушек каждый, были спущены на воду и совместно с новыми галерами и морскими лодками двинулись в сторону Азова, что увенчалось первыми победами. Первоначальная задача заключалась в блокаде турецкой крепости со стороны моря и проведения демонстрации силы, а последующая – в охране собственных крепостей Павловской и Черепахинской, что окончательно закрепило за флотилией звание военной мощи.
 
В Воронеже в 1697 году создается адмиралтейство, а также под личным руководством Петра I и по его же чертежам началось строительство первого линкора «Гото Предестинация» (Божье предвидение), который был спущен на воду 27 апреля 1700 года. Причем его строительство происходило без привлечения иностранных специалистов. Корабль совмещал в себе как боевую мощь, так и роскошь императорских военно-морских сил. На благо Отечества «Гото Предестинация» прослужил до 1712 года, когда был продан туркам.
 
Несмотря на то, что былого судостроения на воронежской земле нет, именно это место дало жизнь величию России, именно как морской державе, перед лицом которой не страшен никакой враг. Стоит отметить, что сразу же после решения «Быть морским судам!», решился вопрос об объемах строительства. С 8 тысяч дворов духовенство даровало один корабль, при этом дворянство с 10 тысяч, а купцы, в том числе и иностранные, обязались дать еще 12. Остальные же создавались за счет государственной казны. Еще при жизни императора были сформированы Азовский, Балтийский и Каспийский флот.

Память современников

Сейчас в Воронеже сооружена копия того самого «Божьего предвидения», которая служит музеем для любителей истории ВМФ. Экспонат расположен у берега водохранилища рядом с Адмиралтейской площадью. И это лишь одна составляющая целого комплекса «Воронежская адмиралтейская верфь».
 
На данный момент сложно себе представить, что когда-то именно здесь в столице Черноземья было заложено первое боеспособное судно, которое дало начало большим победам. Спустя столько лет обмелела река, на которой стоял город и большая часть р. Дон, несмотря на это память должна оставаться не только в умах, но и в сердцах людей.

 




Поделись!


×